Меню
16+

Среднинское муниципальное образование

Среднинское муниципальное образование

Иркутская область/Усольский район/рп. Средний
Официальный сайт
20 апреля 2024, сб 2024.04.20 12:18:00
16+

Среднинское муниципальное образование

Официальный сайт
4178

О муниципалитете

Краткая информация о муниципальном образовании, фото, видео

История

История поселка Средний

Контрольно-пропускной пункт авибазы «Белая».
Сегодня в распоряжении краеведов есть три источника, обозначившие время появления первых строений на территории поселка Средний. Первый официальный источник – это письмо-распоряжение Верховного совета СССР об отчуждении земель трёх колхозов на территории Усольского района под строительство аэродрома, склада, служебных и жилых помещений для военнослужащих между реками Белая и Ангара в трёх километрах от села Мальта. До середины 30-х годов там была берёзовая роща, через которую проходила дорога из Черемхово в Мальту и далее после переправы через Белую до Иркутска. Это был старый Московский тракт, который до появления железной дороги был главной транспортной артерией Сибири. Какой-то устный источник свидетельствует о том, что в березняке на месте поселка Средний располагался бурятский улус. Однако на карте Балаганского уезда, довольно точно и подробно составленной в 1912 году, улус этот не обозначен.

Письмо, подписанное заместителем председателя правительства К.Микояном в июне 1938 года, по сути, должно только санкционировать начало строительства Третьего склада, передислоцированного со станции Батарейная под Иркутском. Однако другие письменные источники свидетельствуют о том, что уже за год до официального распоряжения на этих землях шло строительство казарм для военнослужащих и бараков для рабочих. Таким образом, есть основание считать, что начало гарнизону Белая и посёлку Средний было положено в 1937 году, хотя сам Средний, как посёлок, обрёл черты населённого пункта только в 1942 году. Именно тогда здесь начали строить деревянные дома для военнослужащих и гражданских, работавших в войсковых частях, которые ютились в землянках.

Само название Средний возникло из-за серединного положения посёлка между двумя аэродромами – Южным, расположенным за Тайтуркой на левом берегу Белой, и Северным, построенным перед войной у Ангары. В годы войны эти два аэродрома интенсивно использовались для тренировки лётчиков и формирования экипажей перед отправкой на фронт. Северный был резервной площадкой Иркутского авиазавода, предполагают, что именно здесь заправлялись и обслуживались новые бомбардировщики Ил-4, построенные в Комсомольске-на-Амуре и направляемые своим ходом на фронт. Всего за три года было отправлено 4 тысячи машин.

Иркутский авиационный завод в годы войны производил по два самолёта в день той же модели. На заводском аэродроме не хватало мест для стоянки. Самолёты перегонялись на Белую, где проводились лётные испытания и передача их представителям ВВС.

После окончания войны аэродром Южный ещё некоторое время действовал как место базирования эскадрильи командующего округом, и в 1953 году был закрыт окончательно. Поселки Средний и Степной, аэродром Северный и дислоцированная здесь же войсковая часть 56671 не только не потеряли своего значения, но продолжали развиваться и расширяться. Есть сведения, что несколько домов построили японские военнопленные. Жили они в землянках, которые вырыли сами за поселком там, где сейчас расположена средняя школа.

Справедливости ради нужно сказать, что Средний от основания и до начала 50-х годов не был центром гарнизона Белая и даже не имел почтового отделения. И лётчики, и весь персонал обслуживания аэродрома, их семьи и часть гражданских строителей жили в Степном, который был ближе к аэродрому. Численность гражданского населения в этом закрытом посёлке доходила до 500 человек. В Степном была амбулатория, магазин и столовая, но детей в семьях, как военных, так и гражданских, было немного и их возили в школу в посёлок Средний. Первая школа с 1 по IV классы в Среднем открылась в 1943 году в половине жилого дома. Первыми учителями были Николай Сергеевич Доровских и Антонина Брониславовна Мещеринова.

Второе дыхание Среднего

В начале 50-х годов прошлого века в истории гарнизона и посёлка произошёл судьбоносный поворот. Его предопределило географическое положение. На вооружение армии поступило атомное оружие, единственным носителем которого мог быть тяжёлый бомбардировщик ТУ-4. Одним из базовых аэродромов стратегической авиации командование ВВС страны назвало Северный. Фактически его предстояло построить заново рядом с грунтовым аэродромом. Именно тогда, с 1951 по 1955 годы полным ходом шло строительство лётного поля, взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, сооружались капониры, ангары и мастерские. В 1955 году с Дальнего Востока на Белую передислоцировалась авиационно-техническая база с оборудованием и личным составом и тогда же прибыли первые три самолёта ТУ-4.

С 1954 по 1955 г.г. с интервалом в один год там были сформированы два тяжёлых бомбардировочных авиационных полка – 1225 и 1229 ТБАП, получившие на вооружение бомбардировщики ТУ-4 и ИЛ-28, а с 1957 года на смену им стали поступать реактивные самолёты нового поколения – ТУ-16. Началось освоение новой сложной боевой техники. 1959-60 гг. стали для личного состава полков годами дальнейшего совершенствования боевого мастерства. Полеты производились как днем, так и ночью на полный радиус. Вопрос о нехватке горючего или его экономии не стоял никогда вплоть до начала 90-х годов.

В 1959 году командованием ВВС страны было решено разместить вблизи аэродрома Северный арсенал для хранения специзделий – ядерных боеголовок. Ими комплектовались бомбы и ракеты «воздух-земля», а с 1975 года – крылатые ракеты, которыми оснащались тяжёлые бомбардировщики ТУ-16. В результате в авиационном гарнизоне Белая появилась войсковая часть 18360. Часть существует по настоящее время и тесно взаимодействует с авиацией. Ядерный щит Сибири находится на Усольской земле.

Три десятилетия с конца 50-х до начала 90-х годов гарнизон Белая жил напряжённой и полнокровной жизнью войскового соединения дальней авиации, личный состав которого по праву считается элитой вооружённых сил. С 1978 года на смену ТУ-16 стали поступать более современные сверхзвуковые бомбардировщики ТУ-22М-2, а затее и ТУ-22М-3, которые стоят на вооружении до сегодняшнего дня. Летом 1982 года статус гарнизона существенно повысился в связи с формированием здесь 31 воздушной дивизии, в состав которой вошли оба полка тяжёлых бомбардировщиков – 1225 и 1229 ТБАП и полк истребителей ПВО. Штаб дивизии разместился на авиабазе Белая, а её командир стал начальником гарнизона.

Время испытаний

Как и вся Российская Армия, гарнизон Белая в 90-е годы минувшего столетия пережил время тяжких испытаний экономической и духовной разрухой. О дальней авиации просто забыли. Сотни кадровых офицеров и прапорщиков уволились в запас и уехали из посёлка в поисках лучшей доли. Лётчики и штурманы ушли в торговлю, стали предпринимателями или военными пенсионерами. Оставшиеся на службе по полгода не получали денежного довольствия, боевая подготовка в подразделениях, как и боеготовность приблизились к нулевому значению, из-за отсутствия горючего бомбардировщики поднимались в небо крайне редко и непоследовательно. Не было налёта часов, — не было служебного роста у лётчиков и штурманов. Чтобы не потерять квалификацию, многие увольнялись из армии искать работу в гражданской авиации. Покинутый жильцами и брошенный на произвол судьбы жилой фонд быстро растаскивался и разрушался, квартиры занимались людьми, не имеющими отношения ни к армии, ни к авиации. Существенно изменился состав гражданского населения, по уровню преступности посёлок Средний занял одно из первых мест в районе.

Только благодаря выдержке и терпению командиров и не покинувших службу молодых лётчиков, военная авиация пережила трудное десятилетие. В 1994 году из Белоруссии на авиабазу Белая был передислоцирован легендарный 200-й Брестский Гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, а точнее, материальная часть и знамя полка. Одновременно в гарнизоне Белая был расформирован 1229-й тяжелый бомбардировочный авиаполк, базировавшийся там с 1955 года, а следом за ним и 1225 полк.

Таким образом, личный состав и техника сибирских полков вошли в состав 200-го Брестского Гвардейского Краснознаменного ТБАП и стали гвардейцами, правопреемниками и продолжателями славных боевых традиций летчиков прославленного полка. Его командиром на новом месте дислокации был назначен полковник Ю.Д.Абакумов, начальником штаба – подполковник В.А.Павлов. Затем последовательно командирами полка были полковники Бушуев, Коновалов и Андреев. С 2003 года командиром 200-го ТБАП назначен полковник Виллингтон Цыренгармаев, которого в 2007 году сменил на этой должности полковник Д.В.Костометов. Он командовал полком до его вхождения с декабря 2009 года в состав 6953 Гвардейской авиационной Брестской Краснознаменной базы 1-го разряда.

Уход 200-го полка в историю уже не был следствием развала вооружённых сил страны. Начавшаяся в 2009 году военная реформа меняет лицо и структуру армии, ломает устаревшие стереотипы. Авиабаза 1-го разряда стала авиагруппой 62266-Б. В ходе реформы посёлок Средний стал открытым населённым пунктом, и весь жилищный фонд с коммунальными службами военное ведомство передаёт в ведение местной муниципальной власти, роль и значение которой существенно изменились.

Золотой фонд гарнизона и посёлка

Речь пойдёт о людях, в разное время служивших и работавших в гарнизоне и в посёлке и оставивших заметный след в его истории. За минувшие годы в частях гарнизона служили, уволились в запас, разъехались по городам и весям России и ближнего зарубежья многие тысячи людей, оставивших в душах и в памяти воспоминания о непростой жизни в сибирской глубинке у тракта между Белой и Ангарой.

Для многих служба в гарнизоне была началом карьеры, удачно продолжившейся служебным ростом. В гарнизоне Белая начинал свою военную лётную деятельность будущий Главнокомандующий ВВС, генерал армии, Герой России Пётр Степанович Дейнекин. В 1225-м в полку начинали или проходили службу на различных должностях (правыми лётчиками, командирами экипажей, эскадрилий, полка) бывший, до 2008 года, начальник Главного штаба ВВС Игорь Иванович Хворов, начальник штаба авиации ВВС Василий Павлович Малащицкий, будущие командиры дивизий Пузанов, Волковинский, Томов, Дудаев, Янин, Дементьев, Коновалов.

Немало офицеров и прапорщиков, уволившихся в запас, остались жить и работать в посёлке. Гарнизон стал кузницей квалифицированных кадров широчайшего спектра. Отслуживший срочную в одной из частей гарнизона, Николай Кургуз 18 лет работал механиком, затем заместителем начальника в военном лесопромышленном комбинате, а в 1978 году жители посёлка избрали его первым председателем поселкового Совета. Целых 12 лет возглавлял Совет Николай Михайлович.

В Новомальтинске живет военный пенсионер Владимир Тимофеевич Кабанов, который прибыл на службу в расположение части на следующий день после её официального образования в 1955 году с эшелоном из Манзовки Приморского края. Он отдал авиатехнической базе лучшее время своей жизни – 33 года срочной и сверхсрочной службы и еще 10 лет трудился в АТБ как рабочий Советской Армии.

Старейший житель поселка Николай Кузьмин в течение восьми лет работал механиком на ЛПК, а затем ещё лет 20 шофером на лесовозе. Как и Николай Кургуз, он остался в Среднем после срочной службы. Был военным строителем. В конце пятидесятых строил Дом офицеров и один из четырехэтажных домов для офицерского состава. Таких биографий многие десятки и нет никакой возможности перечислить всех в рамках истории поселка.

Средний богат людьми и традициями, неизменно соблюдаемыми как в посёлке, так и в гарнизоне. Что бы не случилось в мире, а в августе в День Военно-воздушных сил обязательно в присутствии многочисленных гостей из ближних сёл и городов Приангарья на лётном поле аэродрома Северный пройдёт торжественный парад. Широко и торжественно отмечаются День Победы и День защитника Отечества.

Посёлок живёт не только праздниками. Есть у жителей Среднего трудовые будни, и нелёгкая служба, и проблемы хозяйственные, которые иногда становятся чуть ли не государственными. Такова жизнь во всех её проявлениях, которая продолжается.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.