Меню
16+

Среднинское муниципальное образование

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Виндсёрфинг

Виндсёрфинг (англ. Windsurfing) — вид парусного спорта и водного развлечения, в основе которого лежит мастерство управления на водной поверхности лёгкой доской небольшого размера с установленным на ней парусом.

Спортивный снаряд, используемый в виндсёрфинге, называется «парусной доской» или «виндсёрфом» и состоит из лёгкой доски обтекаемой формы длиной 2,0—4,7 м, выполненной из плавучего материала, и закреплённой на ней в гибком соединении мачты с парусом.

Парусная доска представляет собой упрощённую модель парусного судна, лишённого руля. Управление осуществляется путём наклона мачты с парусом, а при движении в режиме глиссирования также с помощью наклона самой доски с борта на борт. Скорость и направление движения зависят от положения паруса относительно ветра. Положение паруса контролируется спортсменом («виндсёрфером»), удерживающим его руками за поперечину, именуемую гиком.

Движение на парусной доске возможно при любой силе ветра. Опытные спортсмены владеют техникой движения на волнах, а также выполнения прыжков различной степени сложности.

В настоящее время виндсёрфинг является не только зрелищным видом спорта, но и популярным водным развлечением для широкого круга людей, выбирающих активный отдых.

Движение на парусной доске может осуществляться двумя основными способами:

водоизмещающий режим. Доска поддерживается на плаву за счёт силы Архимеда, вследствие чего частично погружена в воду. Скорость движения в таком режиме относительно невысокая за счёт большого сопротивления воды.

режим глиссирования. Доска удерживается на поверхности воды за счёт подъёмной силы набегающего потока. Выход на глиссирование возможен при достижении определённой скорости, что требует высокой скорости ветра (около 6-7 м/с) и большого опыта управления парусной доской. Наиболее широкие гоночные доски («Формула виндсёрфинга») с большим парусом могут глиссировать при ветре 3-4 м/с.

Для управления парусной доской подходит любой открытый водоём, однако благодаря благоприятному климату наибольшую популярность среди российских спортсменов и любителей виндсёрфинга приобрели Ейский район Краснодарского края, в том числе коса Долгая, побережья в районе Анапы и Сочи, пляжи крымского озера Донузлав.

Для исключения неудобств от нестабильной силы ветра на открытых водоёмах был изобретён виндсёрфинг в закрытом помещении.

История

История развития плавательных средств, снабжённых парусом, насчитывает несколько тысячелетий. В частности, прообразы современных парусных досок с незапамятных времён использовались жителями Полинезии.

В соответствии с судебным решением изобретателем парусной доски был признан британец Питер Чилверс, который в 1958 году в возрасте 12 лет создал прототип современного виндсёрфа.

Изобретение современного виндсёрфинга также связывают с другими именами.

Американцу Ньюману Дарби приписывается идея закрепления паруса на плавающей платформе, которые планировалось производить в промышленных масштабах. Чертёж Дарби был опубликован в 1965 году в августовском номере журнала Popular Science. Уже в 1954 году им была организовала компания под названием Darby Industries, которая должна была заниматься производством первых прототипов досок. Однако в то время Дарби не удалось придать своему предприятию коммерческий успех.

Доски

В 1970-х и 1980-х годах виндсёрфинг разделялся по дивизионам. В то время все доски были достаточно большими, и, как правило со швертом (daggerboard). Доски с плоским днищем относились к I дивизиону (Windsurfer, Windglider). Доски с водоизмещающим корпусом, как лодки или яхты относились к II дивизиону (Lechner). И, наконец, доски-тандемы с двумя и более парусами относились к III дивизиону. Короткие доски без шверта обозначались как просто «доски для удовольствия» (Funboard). Сегодня классификация досок сильно поменялась и сейчас деление ведётся по типам:

Олимпийский класс — монотип, принятый олимпийским комитетом для участия в Олимпийских играх. Первым олимпийским классом был Виндгляйдер Остерманна (Windglider), за ним Лехнер (Lechner), потом Мистраль (Mistral One design). На сегодняшний день это RS:X — универсальная доска со швертом и большим количеством настроек. Во время гонки спортсмен двигает мачту по погону на доске, добивает и травит парус по гику и по мачте и регулирует наклон шверта. Олимпийская доска рассчитана на гонки в любых условиях и годится как для водоизмещающего режима, так и для глиссирующего. В олимпийских гонках разрешён и широко применяется пампинг (гребки парусом).

Формула (Formula Windsurfing) — широкие доски (около 1 метра), объёмом в основном от 130 литров и больше. Предназначены для использования в широком ветровом диапазоне (от 3-4 до 15-17 м/с) в сочетании с большими парусами (до 12.5 кв. м.). Длинный плавник (65—70 см) позволяет идти довольно круто к ветру. Из бесшвертовых досок, «Формула» лавируется лучше всего.

Вейв (Wave) — доски для катания по волнам. Отличаются маленьким размером (длина 230—260 см, ширина 50—60 см) и объёмом (65—90 литров). Приспособлены для выполнения прыжков с волны и специфических поворотов на волне, многие из которых заимствованы из классического сёрфинга.

Фристайл (Freestyle) — доски для трюков. Более широкие, чем вейв, эти доски приспособлены для выполнения на гладкой воде таких акробатических трюков, как Вулкан (Vulcan), Спок (Spock), Флака (Flaka) и других элементов, сочетающих в себе, как правило, прыжок, обороты, сальто и их всевозможные комбинации.

Слалом (Slalom) — доски для гонок под ветер. Облегчённые доски, приспособленные для достижения максимальной скорости на полных курсах.

Скоростные (Speed) — доски, предназначенные для установления рекордов скорости, как правило узкие и длинные.

Доски для свободного катания (Freeride) — универсальные доски для любителей. Наиболее распространённый вид досок, рассчитанный на средний уровень подготовки. В зависимости от опыта и веса спортсмена различаются по литражу от 100 литров до 170 литров. Могут иметь шверт.

Доски для начинающих (Beginers, Rookie) — доски большого объёма (до 240 литров), оборудованные швертом (daggerboard).

Детские доски (Kids) — доски для детей. Лёгкие доски с лёгким рангоутом, рассчитанные на небольшой рост и вес спортсмена.

Кроме того, существуют доски, предназначенные для установления рекордов скорости.

Паруса

Парус для виндсёрфинга представляет собой вертикальное крыло. Движущая сила возникает за счёт подъёмной силы крыла.

Паруса изготавливают из полиэфирной плёнки, полиэфирной ткани (капрон, лавсан, дакрон) или майлара. Для усиления может использоваться кевларовая сетка.

Парус для виндсёрфинга, как правило, имеет треугольную форму. Кромка паруса называется шкаториной (сторона треугольника). По передней шкаторине парус имеет мачткарман, в который продевается мачта. Латы — жёсткие пластины, идущие перпендикулярно мачте — служат для увеличения жёсткости паруса и придания ему формы. В нижнем углу паруса (галсовый угол) предусмотрено крепление. Это либо вшитое кольцо, либо люверс, либо блок роликов. Если на парусе только кольцо или люверс, то необходим ещё и крючок с роликами, чтобы набивать (натягивать) парус по мачте. Другая система роликов находится на стакане в основании мачты. Верёвка (оттяжка), пропущенная через эти ролики, образует полиспаст, позволяющий приложить значительные усилия для набивки паруса. Задний угол (дальний от мачты) называется шкотовым. Гик одним концом крепится к мачте, к другому концу (нок) с помощью верёвки (оттяжки) крепится шкотовый угол паруса. Гик, охватывающий парус с двух сторон, называется Уишбон (Wishbone). Кромка паруса от шкотового до галсового угла называется нижней шкаториной. Верхний угол паруса называется топ. Обычно топ имеет упор для верха мачты. Иногда на парусах размером до 6 м² используют настраиваемый топ (варитоп) с ремнём и стопором. Для больших и гоночных парусов в топ встроен подшипник, чтобы парус легче закручивался по мачте.

Принципиально паруса разделяются на упорные (камберные) и простые. В камберных парусах на латы устанавливают от одного до пяти пластиковых упоров (камберов), которые служат для удержания формы. Камберные паруса дают лучшую тягу, но тяжелее и сложнее обычных. Обычно камберы ставят на парусах большой площади, используемых для гонок.

Главной характеристикой паруса является его площадь. Площадь парусов варьируется от 1 м² (детские паруса) до 13 м².

Дополнительное снаряжение

Трапеционные лини — петли, закреплённые на гике, за которые цепляются крюком трапеции

Трапеция — широкий пояс, жилет и т. п., снабжённый специальным крюком. Служит для снижения нагрузки на руки во время катания. Трапеции бывают нескольких видов: сидячие, поясные, верхние.

Гидрокостюм — неопреновый костюм для сохранения тепла при нахождении в воде.

Спасательный жилет — жилет для повышения плавучести спортсмена.

Олимпийский класс-RS:X

Виндсёрфинг входит в программу Летних Олимпийских игр с 1984 года (в 1992 был включён женский виндсёрфинг). В олимпийских гонках используются монотипы — все спортсмены гоняются на одинаковых комплектах одного производителя. В связи с особенностью Олимпийских игр, необходимо было создать оборудование, обеспечивающее широкий диапазон использования. Многие технологические решения были взяты у класса Формула (например, форма носа, обеспечивающая раннее глиссирование. В 2008 году Олимпийским комитетом был принят монотип Neil Pryde RS:X. Оборудование включает швертовую доску и парус определённого размера (9,5 м² для мужчин и 8,5 м² для женщин). Доска имеет ширину 93 см и длину 286 см, и в отличие от досок класса Формула, она довольно тяжёлая ‒ около 15,5 кг[2]. За основу олимпийского паруса был взят формульный парус компании Neil Pryde RS IV. Гонки проходят как при водоизмещающем режиме, так и в режиме глиссирования (примерно с 5-7 м/с). Дистанцию устанавливают в формате курс-рейс ‒ до первого знака доски идут в лавировку против ветра.

Предыдущими монотипами были: Windglider (1984), Division II (1988), Lechner A-390 (1992) и Mistral One Design (1996—2004).

В 1999 году были предприняты попытки утвердить класс Formula Windsurfing как олимпийский, но заявку отклонили. Тем не менее, Формула стала крупным международным гоночным классом.

Иркутский водно-спортивный центр

Одним из видов отдыха на воде является виндсерфинг. Технический прогресс, в буквальном смысле, совершил революцию в этом ранее технически сложном и малодоступном виде спорта. Теперь виндсерфинг состоит из множества составляющих — это и спорт с предельными скоростями, грандиозное зрелище фристайла, экстрим при катании на 10-метровых волнах, а также великолепный вид отдыха на воде, доступный теперь и 8-летнему ребенку и 70-летнему пенсионеру с практически любым уровнем подготовки. Единственное, что необходимо — уметь плавать.

Незабываемые впечатления от хождения под парусом, несравнимые ни с чем другим, объединили многие миллионы людей на всем земном шаре. Возможность самостоятельного управления (через 15-20 минут после начала обучения) этой самой маленькой в мире яхточкой приводят людей в восторг, даже если скорость при этом совсем незначительная. Сам по себе вид парусника на воде — это уже красиво.

Сезон в Иркутске длится почти 5 месяцев (с середины мая до середины октября).

Желающие попробовать виндсерфинг могут взять пробный урок продолжительностью 30 мин, 1 час или 2 часа. Также для взрослых и детей действуют школа виндсерфинга (12 / 16 занятий по 2 часа), система абонементов (10 часов).

Первые несколько лет лучше брать виндсёрф напрокат, так как на станциях обычно большой выбор: есть и маленькие паруса на сильный ветер, большие паруса на слабый, разные доски. Лучше для начала всё попробовать и выбрать себе как минимум дисциплину. Кому-то нравится очень быстро ездить – это слалом, гонки, кому-то нравится фристайл и акробатика, кто-то хочет на волны – это уже вейврайдинг, то есть это разные комплекты оборудования и на прокатных станциях есть весь диапазон.

Открывайте для себя новые горизонты, мечтайте и никогда не останавливайтесь на достигнутом! Виндсёрфинг — это идеальный спорт для тех, кто влюблён в волны, путешествия и движение.

Не забудьте поставить свой парус по ветру!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1843