Меню
16+

Среднинское муниципальное образование

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Плоскостопие и упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием

Плоскостопие – это такого рода деформация области стопы, при которой понижению подлежат ее своды, в результате чего происходит полная утрата свойственных им амортизирующих и рессорных функций. Плоскостопие, симптомы которого заключаются в таких основных проявлениях, как боль в области икроножных мышц и ощущение скованности в них, повышенная утомляемость при ходьбе и длительном стоянии, усиление болевых ощущений в ногах к завершению дня и пр., является самым распространенным заболеванием, поражающим стопы.

Чтобы понять, что собой представляет это заболевание, необходимо остановиться на тех особенностях, которыми располагает область поражения, то есть на сводах стопы и собственно на стопах. Строение стопы включает в себя множество связок, суставов и костей, за счет особенностей их связи друг с другом обеспечивается возможность ходьбы и удержания веса. При такой связи, как понятно, элементы стопы соединены друг с другом, в результате чего формируется две дуги, и именно эти дуги в стопе ноги выступают в качестве сводов. Расположены эти своды в области оснований пальцев (поперечный свод) и в области внутреннего края стопы (продольный свод). Наличие в стопе таких сводов позволяет ей опираться на землю при ходьбе не полностью всей своей поверхностью, а только областями локализации трех основных точек, достаточных для этого. Читатель, пытаясь понять, о каких именно точках в стопе идет речь, наверняка без труда сориентируется в том, что в качестве таковых рассматривается пяточная кость, область основания несколько поодаль от мизинца и аналогичная область основания, расположенная чуть ниже большого пальца ноги. При условии деформации указанных сводов упор стопы происходит в полном объеме, в результате чего и нарушаются амортизирующие свойства стопы, а это, в свою очередь, обуславливает симптомы плоскостопия.

В числе основных причин, провоцирующих развитие плоскостопия, можно обозначить в следующем:

· избыточный вес;

· беременность;

· особенности деятельности, обуславливающие чрезмерные физические нагрузки;

· наследственность (плоскостопие у ближайших родственников);

· ношение обуви плохого качества, слишком узкой или маленькой обуви;

· ослабленность связок и мышц стоп, обусловленная отсутствием соответствующих нагрузок или возрастом и пр.

Плоскостопие может быть врожденным или приобретенным. Врожденное плоскостопие, диагностируемое у детей, проявляется достаточно редко, здесь, как мы рассматривали выше, основное влияние оказывали пороки развития, воздействующие непосредственно на развитие тканей плода. Такое плоскостопие поддается лечению с первых же дней появления ребенка на свет. Приобретенное плоскостопие, в свою очередь, диагностируется в подавляющем большинстве случаев, в качестве основных его форм – те варианты, которые мы связали выше с воздействием конкретных причинных факторов, то есть это травматическое, рахитическое, паралитическое и статическое плоскостопие.

Рассмотреть признаки плоскостопия не только со стороны сопровождающих это заболевание ощущений, но и с несколько иной стороны, заключаются они в следующем:

· обувь стала слишком быстро изнашиваться, в особенности это заметно при наличии у нее каблука;

· физическим нагрузкам стала сопутствовать болезненность стоп;

· стоячая работа и обычная ходьба стали сопровождаться быстрым утомлением ног;

· ходить на каблуках стало трудно;

· к концу дня появляются характерные симптомы плоскостопия (тяжесть и отечность в ногах, ощущение ног «налитых свинцом», судороги);

· возникает ощущение увеличения ноги в размерах (что, собственно, практически так и есть), как в длину, так и в ширину, из-за чего возникает необходимость в покупке обуви, превышающей привычный размер, в прежнюю обувь при этом влезть уже не получается.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием

1. Упражнение "каток" — ребенок катает вперед-назад мяч, скалку , или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

2. Упражнение "разбойник" — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. Упражнение "маляр" — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. Упражнение "сборщик" — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.

5. Упражнение "художник" — ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. Упражнение "гусеница" — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.

7. Упражнение "кораблик" — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу» постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

8. Упражнение "мельница" — ребенок, сидя на поду с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в двух направлениях.

9. Упражнение "серп" — ребенок, сидя на поду с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на под (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

10. Упражнение "барабанщик" — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касается пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

11. Упражнение "окно" — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

12. Упражнение "хождение на пятках" — ребенок ходит на пятках; не касаясь пола пальцами и подошвами.

Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку — на одной и на двух ногах.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

588